graf_kankrin (graf_kankrin) wrote,
graf_kankrin
graf_kankrin

Большая подводная лодка пр. 641 Б-435 ("Запорiжжя"). Виртуальный тур

Оригинал взят у anton_blinov в Большая подводная лодка пр. 641 Б-435 ("Запорiжжя"). Виртуальный тур
Запорожье-коллаж
Фотографический материал для этого поста был готов уже чуть больше года назад, но в силу известных событий, последовавших сразу после, явно должен был отлежаться. Да, в конце февраля 2014 года мне удалось попасть, посмотреть и отснять (полностью, с 1-го по 7-ой отсек) внутренности и интерьеры подводной лодки «Запорожье». Тогда это было еще ВМСУ, лодка была под украинским флагом.

Теперь же – самое время этот материал показать, опубликовать, ведь сразу три даты и годовщины:
- 18 марта, вчера – годовщина возвращения Крыма домой, в Россию;
- 19 марта, сегодня – День моряка-подводника;
- 22 марта, через два дня – годовщина подъема на подводной лодке Б-435 («Запорiжжя») Андреевского флага, чему свидетелем я также был и что снимал.

Это единственная оставшаяся в строю подводная лодка 641-ого проекта. Штук несколько таких подводных лодок стоят как музеи – и за рубежом, и у нас в стране, но это не музей, а боевой корабль. Внутри – все именно так, как и должно быть на находящейся в строю подводной лодке, что ценно и уникально. Вопчем, это как экскурсия на машине времени – возможность увидеть подводную лодку ВМФ СССР образца 70-х годов, практически в том же виде, как оно и выглядело тогда.

Уже упоминал в одном из предыдущих постов, что не разделяю и не приветствую имеющие место быть насмешки над этой лодкой, поскольку сам отношусь к ней не как к «пiдводному човну», а как к подводной лодке Б-435 ВМФ СССР, части истории нашего флота, с которой обстоятельства сыграли такую вот шутку. Именно исходя из этого мне это «железо» - дорого и ценно, и именно поэтому по случаю праздника мне и хочется его показать.

Ну что, пойдем?

7-ой отсек
Наша экскурсия пройдет «из конца в начало» - первым по счету мы посетим 7-ой (кормовой) отсек, пройдем через всю лодку до 1-го отсека и поднимемся в рубку.

1. Основное вооружение подводной лодки пр. 641 – десять 533-мм торпедных аппаратов, шесть носовых и четыре кормовых. Здесь на снимке – кормовые торпедные аппараты № 7, 8, 9 и 10. В проходе между ними виден прибор ввода установочных данных в торпеды от автомата торпедной стрельбы (ТАС).
IMG_0008

2. Торпедные аппараты номер 7 и 9. На одном из них висит бумажный циферблат, стрелку которого переставляет вахтенный, осматривающий отсеки подводной лодки каждые полчаса. Слева от торпедных аппаратов – стрельбовой щиток с рукоятками, которыми осуществляется выстрел. В левой части кадра – один из промежуточных приборов ПУТС (управления торпедной стрельбой).
IMG_0014

3. Запасной командный пункт, используемый для управления подводной лодкой при выходе из строя центрального поста. Приборы слева – это циферблаты указателя положения вертикального руля и указатель резервной системы курсоуказания.
IMG_0017

4. Общий вид 7-го отсека. На койках (а это койки) висят портативные дыхательные аппараты (ПДА).
IMG_0025

6-ой отсек
5. Кормовая переборка 6 отсека и люк в 7-ой отсек. На самой переборке – электрохозяйство. "РЖБ" – рубильник электропитания с базы, под ним – щит с 1000А предохранителями сети главного тока. Прямо над люком – подпорный бак для смазки ГУП трех линий валов при малых и средних оборотах.
IMG_0032

6. Приборы, приборы, «теплые и ламповые». Это прибор автоматического контроля температуры на линиях валов и шинно-пневматических муфтах.
IMG_0029

7. Главная ходовая станция (ГХС) правого главного гребного электродвигателя (ГГЭД) типа ПГ-101.
IMG_0034

8. Главная ходовая станция управления средним ГГЭД и левым ГГЭД.
IMG_0040

9. Станция управления гребным электродвигателем экономического хода типа ПГ-104. Сам электродвигатель расположен в 7-ом отсеке под настилом палубы.
IMG_0042

5-й отсек

10. Кормовая переборка 5-го отсека, левый борт.
IMG_0073

11. Видна крышка левого дизеля типа 2-Д42, а также тут у нас аварийно-спасательное имущество и инструмент, и кроме того (справа) - ящики с пластинами химической регенерации воздуха.
IMG_0083

12. Много стрелочек. Это манометры на насосы охлаждения.
IMG_0098

13. Шумовая выгородка дизельного отсека, в которой находятся мотористы при работе дизелей. Сами дизеля – за дверью с иллюминатором. Справа от двери, серого цвета – двухъярусная регенеративная установка (РДУ).
IMG_0110

14. Манометровые щитки правого и среднего дизеля. На переднем плане – маховик переключения расходных (правого или левого) топливных баков.
IMG_0105

15. Глубиномер 5 отсека.
IMG_0107

16. Отсечный телефон, прям как "на случай ядерной войны".
IMG_0113

4-й отсек

17. Общий вид 4-го отсека (вид в нос). На настиле палубы видны лючки лазов в аккумуляторные ямы № 3 и 4.
IMG_0118

18. Вид на открытую дверь кормовой переборки 4-го отсека и шумовую переборку 5-го отсека. Отметка "ОЛ" (по-украински) справа у комингса двери – это крейсерская ватерлиния (КВЛ), отметка для подводников, борющихся за живучесть при нахождении подлодки в надводном положении.
IMG_0125

19. 4-й отсек, вид в корму. В проходе стоят РДУ.
IMG_0137

20. Люк носовой переборки 4-го отсека. Обитая оцинковкой дверь с окошком слева – рубка связи, посторонним вход запрещен!
IMG_0129

21. На одной из переборок – вот, подарок. Штормящее море, волны и стонут и плачут, гордо развевающийся на рубке флаг ВМСУ… Все выходы лодки в море после ремонта вопчем-то известны наперечет, и на картине нарисовано то, чего не было ни-ко-гда…
IMG_0123

3-й отсек

22. Люк из 4-го в 3-й отсек. Справа нанесен номер 1-37-11 (боевой номер штурманских электриков). Это штурманские приборы – сигнализатор работы нос. и корм. гирокомпасов.
IMG_0154

23. Трап ведет в трюм 3-го отсека (трюм центрального поста).
IMG_0149

24. Корма 3-го отсека. Слева – распределительный щит № 1, справа виден верх корпуса носового гирокомпаса. Над ним автоматический переключатель нос. и корм. гирокомпасов – 1-77-21 (боевой номер штурманского электрика, указывающий, что это входит в его заведование).
IMG_0156

25. БП-35 – боевой пост управления всплытием и погружением подводной лодки. Три колонки продувания групп цистерн главного балласта (ЦГБ). Слева щит с зелеными огоньками – сигнализация состояния клапанов вентиляции и кингстонов ЦГБ. Справа на переднем плане 4 красных маховика – распределительная колонка системы ВВД (воздуха высокого давления) всей подводной лодки.
IMG_0163

2-ой отсек

26. Идем дальше. Кормовая переборка 2-го отсека
IMG_0169

27. Офицерская кают-компания. При необходимости используется как операционная – наверху соответствующие медицинские софиты.
IMG_0221

1-й отсек

28. Носовые торпедные аппараты № 1-6. Между ними – прибор № 2 ввода данных в торпеды от ТАС.
IMG_0176

29. Стеллажи для боезапаса правого борта. Под ними виден сложенный надувной плот.
IMG_0189

30. БП-13 – боевой пост торпедистов первого отсека.
IMG_0197

31. Первый отсек, общий вид в нос.
IMG_0210

Боевая рубка и мостик

32. Глубиномеры в боевой рубке.
IMG_0227

33. Машинные телеграфы в боевой рубке. Боевой пост рулевого-вертикальщика по боеготовности № 2.
(из воспоминаний офицера, служившего на лодке) Примеры типовых команд в боевую рубку с мостика:
"Рубка, б**дь!!! Ты спишь там, сссука, что ли? Лево на борт была команда, е***ный потап!!!". И хлопок брошенной мокрой варежки вахтенного офицера, попавшей в рулевого.

Под ними – три коробки прямоугольной формы, одна серого цвета – ручные кнопки для подачи по кораблю сигналов управления ревуном и звонком. Третий из них – для обмена специальными сигналами звонком в трюм центрального поста.
IMG_0229

34. Нижний рубочный люк. Собственно вниз в отсеки лодки – это сюда.
IMG_0235

35. Носовая часть ограждения боевой рубки. Боевой пост боцмана при управлении подводной лодкой по боеготовности № 1 надводной. Вертикально расположенный цилиндр цвета слоновой кости – ВИКО, выносной индикатор кругового обзора радиолокационной станции. Выдерживает забортное давление, командир по нему может без докладов от радиометриста наблюдать за окружающей обстановкой.
IMG_0241

36. Если чуть покрупнее – то справа еще индикатор перекладки вертикального руля, а сверху – выносной курсоуказатель.
IMG_0245

37. Тумба командирского перископа. На табличке – название лодки на украинском…
IMG_0251

38. а на рынде – еще советское Б-435.
IMG_0253

Такая вот получилась экскурсия.

После подъема 22-го марта прошлого года на лодке Андреевского флата и перехода ее в Южную бухту Севастополя, к причалам нашего подплава, не изменилось ничего – лодка стоит на своем прежнем месте, и ее окончательная судьба по-прежнему не ясна. Самому, конечно, хотелось бы еще увидеть ее на ходу, но понимаю, что это произойдет вряд ли. На Черноморский флот поступают новые подводные лодки, и как боевая единица Б-435 нашему ВМФ более не нужна.
Озвучивался вариант перевода лодки в Балаклаву и ее размещения в музее (тот, который в подземных штольнях) – и так было бы правильней всего. Говорилось также и о возможном возвращении лодки Украине, и тут ее судьба печальна – просто сгнить где-нибудь в Одесской бухте, поскольку ни ресурсов, ни экипажа на эксплуатацию лодки у ВМСУ в нынешнем виде точно не хватит.

… в любом случае, я навсегда запомню ее такой – как я увидел ее в день первого выхода в море после эпопеи с ремонтом. Силуэтом в закатных лучах, и черноморские волны с солнечными зайчиками.
zaporizhya_001

PS. Большое спасибо за помощь в подготовке материала, его литературно-текстовой части, нашим офицерам подводникам – капитану 2 ранга запаса Илье Курганову (ruspodplav), а также тем, кто непосредственно служил на лодках 641-го проекта: капитан-лейтенанту запаса Павлу Павлову и капитану 3 ранга запаса Андрею Выгузову.
С праздником!
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments